Супрематичекая композиция Витебска возвращается

24 июня 2014  -  первые супрематические формы

Роспись стены супрематическими формами на торце дома по улице Ленина, 18 давно стала частью разноцветной мозаики городского пространства. После реконструкции здания фреска исчезла из повседневной жизни города, но продолжала существовать в фотоальбомах о Витебске. В преддверии Дня города витебский Центр современного искусства выступил с инициативой восстановить супрематическую роспись. Мы отправились на место событий пообщаться с художниками и подсмотреть за процессом.

«Врывается век XX супрематизмом стен…» (из стихотворения витебского художника Валерия Чукина)

Витебская супрематическая композиция появилась в 1992 году. Создали ее семь художников творческого объединения «Квадрат»: Александр Малей, Александр Досужев, Валерий Счастный, Николай Дундин, Александр Слепов,Валерий Чукин и Виктор Шилко. «Квадратовцы» позиционировали себя как духовные преемники УНОВИСа. В задачу объединения входила организованная оппозиция официальному искусству и утверждение эстетических принципов русского авангарда и постмодернизма, а название «Квадрат» подчеркивало связь между художниками 90-х и УНОВИСом. Работа объединения строилась в форме акций и акций-выставок, которые были такими же способами выражения мыслей, как и картины.

Эскиз Казимира Малевича «Смерть обоям»

Воспоминаниями о росписи стены дома по улице Ленина, 18 по эскизу Казимира Малевича «Смерть обоям» с нами поделился один из участников акции Николай Дундин: «Видеохроники этого события запечатлены в документальном фильме «Семь сторон квадрата», снятом режиссером-документалистом киностудии «Белорусьфильм» Юрием Горулевым. Вначале мы рисовали варианты росписи стены, используя супрематическую подачу, но в итоге взяли за основу оригинальный эскиз Малевича «Принцип росписи стены или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма. Витебск. 1919». Режиссер фильма организовал нам пожарную машину, чтобы с помощью раздвижной лестницы можно было охватить всю стену. Кто-то работал на простых лестницах, кто-то внизу. Трудились быстро, с воодушевлением, справились часов за пять». «Кстати, супрематическая роспись этой стены планировалась как часть проекта по организации пространства, – уточняет Н. Дундин. Мы красили камни, выдвигали какие-то конструкции. Была мечта сделать часть городского пространства, посвященного супрематизму. Сюда должны были войти легендарный дом по ул. «Правды», 5а (ул. Бухаринская, 10), где размещались мастерские УНОВИСа, постоянные конструкции для экспозиции картин витебских художников, место для фонтана, экспериментальная лаборатория фотографа Владимира Базана, художественная галерея «Стена» и супрематическая роспись этой стены».

Роспись простояла два года, потом её восстанавливали, но уже не «квадратовцы». В 1994 году художники «Квадрата» разошлись по своим мастерским и стали создавать произведения личного плана.

Дело для своего города

Периодически роспись реставрировалась различными по качеству красками и постепенно пришла в негодность. В 2010 году художники А. Духовников, А. Вышка, Е. Чуйкова и студенты художественных факультетов витебских вузов сделали роспись стены по фрагменту эскиза К. Малевича. И вот в июне 2014 года наступил новый виток в жизни городского топонима: витебский Центр современного искусства выступил с инициативой восстановить уже ставшую исторической роспись. В акции участвуют молодые художники Витебска, студенты кафедры дизайна ВГТУ и худграфа ВГУ.

«Роспись 1992 года и эта – разные вещи даже эмоционально, – поделился впечатлениями директор витебского Центра современного искусства Андрей Духовников. – Прошлую делали уже состоявшиеся художники, для которых это дело было кровью и плотью. Сейчас художников трудно подтолкнуть на поступки. Всё измеряется и оценивается через призму материального вознаграждения».

«В 2010 году, вспоминает А. Духовников, я пришёл работать в витебский Центр современного искусства и получил от директора Валентины Кирилловой задание: подготовить эскиз и организовать роспись стены. С помощью компьютерной программы совместил фотографию дома и эскиз Малевича. Эта процедура позволила полностью соблюсти пропорции, чего нельзя было сделать в 90-е годы. Но в 2010 году у нас не было ни вышек, ни пожарных машин. Мы использовали только лестницы и стремянки, поэтому роспись была выполнена фрагментарно, до декоративного бордюра. Вышку нам выделили на полдня, этого времени хватило, чтобы нарисовать черный квадрат вверху здания».

Сегодня команду, восстанавливающую супрематическую роспись, курирует молодой художник Степан Дроздов. Он входил в состав творческой группы, которая работала над декорациями к фильму «Шагал – Малевич». Степан убежден: необходимо вернуть городскую фреску, ставшую топонимом Витебска.

29 июня состоится открытие восстановленной росписи, в котором примут участие творческая группа акции и художники объединения «Квадрат».

 

Оксана КУЗИНА

Фото автора

Раздел сайта: 

Яндекс.Метрика
.