Роспись стены в интерьере. Стремление к уникальности

В наше время немалой популярностью пользуется роспись стены в интерьере. И галерея «Стена», конечно же, не могла не заинтересоваться этой темой. Итак, настенная роспись… С самых давних времен люди расписывали стены своих домов, веря, что это притянет удачу. Например, еще в Древней Греции имела успех фреска – живопись красками, где в качестве связующего элемента использовали клей или казеин, а исходными материалами были известь, песок или окрашенные минералы. В наши же дни роспись стены вносит свою «изюминку» в помещение и тем самым делает его особенным. А индивидуальность сейчас в моде. Да и преображение интерьера гарантировано, ведь художественная роспись может многое: увеличить пространство, визуально приподнять потолок, изменить к лучшему неудачную планировку, обусловить особенную атмосферу и т.д. Тем более перед современными художниками открыты широчайшие возможности для создания самых удивительных рисунков в интерьере. В свою же очередь, профессионально расписанная стена становится настоящим произведением искусства, способным даже очень скромный интерьер превратить в роскошные апартаменты. Подробнее же на эту тему мы поговорили с художником-монументалистом Ириной Юденковой, которая уже на протяжении 10 лет занимается росписью стен в интерьере. 

Краткая информация о художнике:

Ирина Юденкова (16.04.1988), художник-живописец, монументалист, преподаватель. В 2008 г. окончила Минское государственное художественное училище имени А. К. Глебова (отделение станковой живописи), в 2014 г. – Белорусскую государственную академию искусств (отделение монументально-декоративной живописи). Участница каталога «Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы» от Белорусского союза дизайнеров (2016 г.) Ирина активно занимается росписью стен в интерьере, станковой живописью, преподаванием, постоянно совершенствуется как творческая личность.

И. Юденкова. «Венеция». Роспись стены в квартире. Акрил.

- Как ты пришла к росписи в интерьере?

- Сказать по правде, эта история берет начало еще в моем детстве. Наверное, всё самое интересное начинается именно тогда, когда дети остаются дома одни. Мне было около 8 лет, родители на работе, а в моем распоряжении маркеры, половина стены кухни и холодильник. Получился такой монументальный пейзаж: озеро с камышами и летящие журавли. Мне кажется, я была вдохновлена передачей " В мире животных". Вот тогда-то я и поняла, что не всегда творческий порыв может совпадать с пожеланиями заказчика. Но спасибо родителям – на этом моя творческая деятельность не остановилась. Дальше были художественная школа, художественное училище и академия искусств (монументально- декоративное отделение).  Но художественной росписью стен я стала заниматься еще до учебы в академии. Конечно, это были лишь попытки новичка, да и сложности имели место другие и мышление… Первая серьезная (на тот момент) и ответственная работа была сделана в минском баре "Мистраль" в соавторстве с моей коллегой и подругой Марией. Сейчас там другой бар, пару наших росписей убрали. Но осталась самая главная, на входной лестнице. Живет еще наше искусство!

И. Юденкова. Настенная роспись. Бар «Мистраль». Акрил, текстурная паста, лак акриловый. Минск. 2010 г. Выполнено в соавторстве.

- Итак, детская мечта сбылась. Не каждый этим может похвастаться! Интересно, а какая тематика росписи тебе все-таки ближе всего и почему?

- Специфика росписи в интерьере заключается в гармонии, а тематика второстепенна. На передний план выходят стилистика и техника выполнения, способы. Хотя, конечно, сам интерьер диктует свои требования в выборе тематики.  Мне импонируют старинные фрески, их цветовые сочетания и сам подход. И то, что добавило в эти фрески само время, делает их особенно для меня привлекательными. В современных же росписях мне нравятся декоративность, стилизация. Есть замечательные примеры уличной живописи, мюралы, выполненные профессионалами. Не могу оставить без внимания и виртуозно сделанные работы в реалистичном стиле. Главный параметр «нравится или нет», наверное, только один: хорошо, когда роспись «дружит» с интерьером и поверхностью стены объекта. Всему надлежит  взаимодействовать гармонично, когда глаз не устает, да и психологически комфортно.

- А какие тематики предпочитают заказчики?

- Прежде всего, заказчики предпочитают быть услышанными. Проблема в том, что зачастую человек не имеет четкого представления о своих желаниях. Вот здесь уже задача художника направить ход мыслей заказчика в нужное русло. Я заметила, что публика тяготеет к реалистичным мотивам, любит пейзаж архитектурной или природной тематики.

- Что тебе больше всего нравится в твоей работе?

- Во-первых то, что работа в области монументально-декоративного искусства не ограничивается рамками холста. Во-вторых, можно выбрать любую возможную технику: от росписи до мозаики или витража. В-третьих, есть вариант совмещения техник. Впрочем, хочется напомнить, что и просто хорошо выполненное живописное полотно имеет шансы стать важным акцентом в интерьере. Однако не нужно бояться пустых стен. Во всем важны мера и гармония. Главное здесь – обыграть уже имеющееся пространство, и способы могут быть разные. 

И. Юденкова. Настенная роспись. Бар «Мистраль». Смешанная техника. Минск. 2012 г.

- А какие трудности возникают в процессе такой работы?

- Творческая деятельность часто связана с общением с людьми. Все они, конечно, очень разные, и это в какой-то мере осложняет ситуацию. Тем не менее, нужно учитывать самые смелые пожелания заказчика и соотносить их с возможностями интерьера. К тому же существуют такие базовые принципы, как, например, основы композиции и цветоведения. Это наш ориентир. Также важно никому не витать в облаках, а четко понимать задачи и пути их решения.

     Работа над росписью делится на несколько этапов. После беседы с заказчиком, учитывая его пожелания и особенности имеющегося интерьера, я приступаю к разработке эскизов. Это один из самых сложных этапов. Заказчик еще ясно не представляет, что ему нужно, а уже ждет готового результата. Думаю, здесь проблема в недостатке нужной информации. Заказчик теряется в потоке информации как раз-таки ненужной, а масса возможных вариантов оформления его просто «кружит». И вот начинается эта «веселая» «карусель». Просьба сделать еще больше эскизов. Но эскиз - это время и энергия, силы, которые понадобятся еще и для воплощения идеи.

     Здесь главное не поддаваться панике. Сконцентрироваться на главном. Уметь объяснить и  убедить, в чем минусы и преимущества того или иного варианта, что подходит в данный интерьер, а что, наоборот, портит и общее впечатление, и всю обстановку. 

И. Юденкова. Настенная роспись. «История города». Гостиница «Минск». Магнезитовые плиты, акрил, темпера, оргстекло, краска по стеклу, текстурная паста, лак матовый. Минск. 2014 г. Выполнено в соавторстве.

- Какие плюсы и минусы имеют место при взаимодействии с заказчиками?

- Любое взаимодействие с заказчиком – опыт. И он всегда новый, благодаря нюансам и деталям, которые каждый проект делают уникальным. Мне нравится общаться с людьми. Но что очень важно в этом общении – это доверие со стороны заказчика.
     Очень хорошо, когда вкусы и представления совпадают, но это не самое главное. Хорошие портфолио и эскизы не помогут, если человек стремится сэкономить и не испытывает доверия. Но я могу сказать, что мне повезло.
     За 10 лет работы чаще встречались открытые новому люди, обладающие художественным вкусом. Так или иначе, но почти в каждом человеке есть чувство прекрасного: все мы стремимся к красоте и жизни в комфортных условиях. Со стороны художника важно не пренебрегать этой мыслью и не «халтурить» в работе.
     Я благодарна многим заказчикам. В самых смелых заказах узнаешь, на что ты способна, имеешь храбрость решать поставленные задачи и вдохновляешься идеей.

И. Юденкова. Настенная роспись. «История города». Фрагмент. Гостиница «Минск». Минск. 2014 г.

- Какие перспективы на твой взгляд имеются у росписи в интерьере?

- На самом деле интерьерная роспись начинает потихоньку терять свою популярность. Не секрет, что она стоит денег, и для кого-то – это проблема. Более того, сейчас проще и быстрее обзавестись, скажем, текстурными обоями. Впрочем, ценители классической настенной росписи еще не перевелись! Бывают также и такие специфические интерьеры, где без нее просто не обойтись (например, требования к расширению пространства или апеллирование к классике). В любом случае, нынешние интерьеры приобретают лаконичный характер с упором на текстуру и цвет, что не может не сказаться на характере росписи. Так что, думаю, любители и требования интерьера не позволят настенной росписи уйти в прошлое.

И. Юденкова. Роспись стены в квартире. Акрил. 2012 г.

- Что бы ты хотела добавить ко всему сказанному выше?

- В наше время большой поток информации по теме может дезориентировать публику. Поэтому перед тем как делать роспись в интерьере следует спросить дизайнера, который бы профессионально сориентировал заказчика, и уже после этого обращаться к монументалисту. Важно все обдумать изначально (какой интерьер, какая роспись подойдет и т.д.), а не работать по факту. Четкое, ясное видение ситуации, продуманность с самой основы – залог успешно реализованного проекта.

- Огромное спасибо!

Ну что же, пожелаем Ирине дальнейших творческих успехов и будем надеется, что настенная роспись еще долго не изживет себя. В любом случае, подлинное искусство не умирает, а профессиональная роспись стен в интерьере – как раз такой пример.

Мария Минич, бакалавр искусств.


 

Раздел сайта: 

Яндекс.Метрика
.