РАЗГОВОР О КУКЛЕ

ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА. РАЗГОВОР О КУКЛЕ

     Чаще всего принято считать, что кукла – это всего лишь игрушка. Но так ли это на самом деле? 
     Изучая разнообразные источники по данной теме (книги, статьи, веб-сайты, фото, материалы о выставках, галерейные и музейные экспозиции и т.д.) и вынеся из них все самое интересное и информативное, а также на основе собственных наблюдений, мы пришли к выводу, что кукла не так проста, как может показаться на первый взгляд. Поэтому в нашей статье пойдет речь о кукле, предстающей перед нами с новых и неожиданных своих сторон.
     В начале мы сделаем краткий обзор мировой куклы как таковой и рассмотрим самые занимательные и существенные ее аспекты, которые нам удалось выяснить. Далее же расскажем непосредственно и о кукле белорусской, поскольку последняя представляет для нас особый интерес.

1. Мировая кукла

     Кукла возникла почти сразу же, как появился человек, и изготавливалась из простых материалов: кусочков кости, дерева, корня, кукурузного початка и т. д. Самую древнюю куклу нашли на территории Чехии, ей более 30 тысяч лет, она сделана из слоновой кости, а ее назначение остается тайной.

     Куклы были и в Древнем Египте. Они вырезались из тонких кусочков дерева и украшались геометрическими рисунками, означающими одежду. Некоторые из них являли собой фигурки без ног, поскольку египтяне верили, что кукла может ожить и убежать и, таким образом, предотвращали попытку «побега». Впрочем, такие куклы создавались как «компаньоны» маленьких фараонов, ушедших в мир иной, а для живых фараончиков предназначались куклы с тщательно проработанными лицами и мастерски сделанными ручками и ножками.


                               
                                Древнеегипетская кукла без ног

 

     В отдельное ремесло изготовление кукол выделилось именно в Древней Греции примерно в 5-4 вв. до н.э. Греческие куклы делались из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой. Девочки играли в кукол до своего замужества. Подчас же свадебной церемонии невесты отдавали своих кукол в подарок Гере, Артемиде или Афродите. Это символизировало прощание с детством.
                               
     Известно, что в Древней Греции был популярен театр. Но не все роли в нем могли играть люди. К примеру, роли богов отводились именно куклам. Специально для театра создавали крупных, роскошно украшенных кукол из дерева, золота и серебра. В движение они приходили при помощи пара и приводных ремней. Такие куклы двигали головой, руками и ногами и приводили публику в восторг.
     Впрочем, в Древней Греции существовали и исключительно кукольные театры, где, к примеру, инсценировались комедии Аристофана и произведения других любимых зрителями авторов.

     В Древнем Риме куклы были весьма популярным товаром на рынке и изготавливались из глины, воска, дерева, янтаря, меди, бронзы, серебра и золота, а в саркофаге древнеримской императрицы Марии (384-423 г.н.э.) была найдена мастерски сделанная кукла из слоновой кости.
     Довольно часто римляне использовали кукол для увеселительных шествий. Здесь были задействованы огромные карикатурные механические куклы, которые смешили либо, наоборот, пугали зрителей. Более мелкие куклы использовались как «актеры» в сатирических или же героических спектаклях, которые имели большой успех среди народных масс. Помимо этого, жители Древнего Рима украшали куклами свои дома и даже собирали целые кукольные коллекции.

                                  
                                   Древнеримская кукла


     Куклы всегда имели большое значение и для культуры коренных народов Америки. Примечательно, что у различных индейских племен совершенно разные куклы и техники их исполнения. Но все индейцы использовали для изготовления своих кукол материалы, которые могла им предложить та природная среда, в которой они обитали. Такими материалами были дерево, полотно, растения, кожа, мех и т.д. Например, индейцы хопи, жившие в окружении лесов, делали деревянных кукол и украшали их мехом, кожей и перьями. Индейцы семинолы, населявшие болотные местности, мастерили кукол из волокон болотистых растений. Индейцы иннуиты, обитавшие на территориях с холодным климатом, наряжали своих кукол в меховые одежды. Куклы же индейцев навахо, промышлявших преимущественно охотой, богато украшены мехом и кожей.
    В настоящее время индейцы создают своих кукол для продажи туристам и коллекционерам, у которых такие поделки имеют большой спрос.                      
  
     В период Средневековья все куклы стилистически похожи. Они бесформенны, аскетичны, лишены художественной проработки. Ноги лишь условно намечены несколькими штрихами или вообще отсутствуют, лица предельно суровы. Изготавливались же такие куклы мастерами-ремесленниками, причем в домашних условиях.
     Интересно, что в это время среди народа приобретают большую популярность кукольные театры, имеющие в себе языческую направленность. Католическая церковь была этим крайне недовольна, а потому попыталась придать спектаклям христианский характер. Но создание неязыческой кукольной мистерии не увенчалось успехом. Исключением стал обычай (сохранившийся, кстати, до наших дней) изготовления небольших многоярусных кукольных театров, в которых разыгрываются рождественские сценки.
     Зато в эпоху Возрождения театральное искусство в Западной Европе переживало свой подлинный расцвет. Например, в Италии была создана новая драматургия, а в Англии театр вывели на новый уровень пьесы Шекспира. В России на рыночных площадях стал показывать спектакли народный театр. Первым таким театром стал Театр Петрушки. Роли в нем исполняли куклы, управляемые людьми. Постоянным персонажем этих спектаклей был Петрушка, являвший собой деревянную куклу, которая веселила народ и всегда побеждала зло.
                                  
     Примерно в это же время появился подмосковный город Сергиев Посад, впоследствии превратившийся в настоящую столицу кукольного царства в России. А началось все с того, что известный русский подвижник Сергий Радонежский, любивший мастерить деревянные игрушки и раздаривать их детям богомольцев, основал монастырь, монахи которого завели традицию делать куклы и другие игрушки для детей. Потом вокруг монастыря вырос город, названный Сергиевым Посадом, он же – центр производства матрешек и деревянных игрушек в России.
     В настоящее время в городе существует Музей игрушки, основанный в 1918 г. Именно в нем находится одна из самых крупных и уникальных коллекций игрушек в России. И, конечно же, «главной» куклой там является матрешка – самая известная русская кукла, о которой стоит рассказать отдельно.
     Сразу надо отметить, что уникальность матрешки заключается в том, что она сочетает в себе качества сувенира и игрушки одновременно. Примечательно также, что, являясь кукольным символом России, своим происхождением матрешка обязана японцам. Их деревянная кукла Фукурокую, олицетворяющая божество счастья и долголетия, представляет собой набор из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Эту чудо-куклу как-то увидел русский художник С. Малютин, который и позаимствовал идею для матрешки. Так появилась расписная деревянная куколка с милым лицом, «одетая» в русский сарафан и платочек.
     Изначально матрешек расписывали монахи из Троице-Сергиевой лавры. Такие матрешки не отличались яркими красками и имели тонко прописанные лица, поскольку монахи использовали живописные приемы, характерные для иконописи.  Позже производством матрешек занялись мастера из Воронежа, Полховского Майдана, Липецка, Вятки, Крутца. Их матрешки были стройнее и наряднее, в их росписи появились яркие цветочные и ягодные мотивы, основными цветами стали фиолетовый, алый, желтый, голубой.
                          
     Интересно, что в 1900 году русская матрешка даже попала на Всемирную выставку в Париже и была награждена специальной бронзовой медалью. Такой успех поспособствовал массовому выпуску матрешек в России.

     Следующим значимым периодом для мировой куклы стал 17 в., когда стали производить кукол из разных материалов под заказ и одевать их. При этом кукольная одежда соответствовала последним тенденциям моды и демонстрировала последнюю. Благодаря этому куклы превратились в своеобразных «глашатаев» моды, распространявших вкусы парижских модельеров, и назывались «пандорами».
     Примерно в это же время в Англии начали пользоваться успехом художественные куколки из фарфора. Они могли быть маленькими (статуэтки для полочки) или большие, в детский рост. Такие куклы изображали девочек и мальчиков, девушек и старушек, но общей, объединяющей их чертой было мастерство, с каким они были сделаны. Кукольники старались придать своим изделиям как можно более реалистичный вид, а потому для фарфоровой красавицы делали парики из натуральных волос, глаза из стекла и т.д. 
     В конце 17 в. стали знаменитыми куклы английского кукольника Вильяма Хиггса. Он мастерил деревянных кукол на токарном станке, затем они раскрашивались и одевались. Эти куклы были сделаны очень искусно и педантично. К их телам кеглеобразной формы приделывались подвижные ручки и ножки. На лице краской рисовались брови, большие глаза, губы и румяные щеки, нос вытачивался, прическа изготовлялась из натуральных волос, одежда была новомодной. Примечательно, что на лицах кукол также красовались мушки (модный атрибут того времени) в виде маленьких черных кружочков, сердечек, полумесяцев и звездочек.
     В 18 в. приобрели известность удивительные подвижные куклы-автоматы. Одним из наиболее именитых их изготовителей был механик и часовщик Пьер Жаке Дро. Именно его авторству принадлежат механические Писарь, Рисовальщик и Музыкантша. Надо сказать, что эти куклы произвели настоящий фурор в Европе и были представлены в Женеве, Париже, Лондоне, а также продемонстрированы во всех главных королевских дворах Европы.  Кстати, чудесные куклы работают до сих пор.

                                 
                                    Механическая кукла Писарь

     Большой восторг вызывали в то время и куклы из слоновой кости, привезенные из Китая. Лица таких игрушек мастерски вырезались и прорабатывались, глаза оттенялись настоящими ресницами, изящные прически делались из натуральных волос, а крошечные ручки и ножки выглядели совсем как настоящие. Однако, эти куклы не получили большого распространения из-за своей дороговизны.

     Зато в 19 в. начали выпускать недорогих кукол. Материалами для их  создания являлись, в основном, папье-маше, воск, бисквит, фарфор. Впрочем, воск был самым ходовым. Особенно преуспели в изготовлении восковых кукол англичане. Из воска они делали своих традиционных кукол-торговок с выразительными лицами и маленьких нарядных куколок для украшения рождественской елки.
     Были в то время популярны и куклы, изображающие представителей различных профессий: клерков, учителей, владельцев магазинов и т.д. Также в это время во Франции появились куклы-пупсы. Эти куклы изображали детей, преимущественно маленьких девочек, с настоящими либо мохеровыми волосами, пухленькими ручками и ножками и круглыми животиками. Интересно, что эти куклы были одеты в модную одежду.                                      

     Известные марки-производители кукол того времени - «Жюмо», «Бру», «Кэммер и Райнхард», «Кестнер», «Саймон и Хальбиг». Их традиции продолжают современные компании «Мундиа» (Франция) и «Вальтерсхаузен» (Германия), которые создают целые серии кукол на старинный манер.
     В 19 в. довольно знаменитыми были и куклы английского производителя Джона Эдвардса, который выпускал их до 20 тысяч штук в неделю. При этом он изготавливал как дешевые, так и довольно дорогие варианты, среди которых были роскошные экземпляры, заказанные королевской семьей. Стоит отметить, что среди этих кукол встречались и настоящие произведения искусства. Например, в этой связи довольно интересна Плачущая кукла, которая являет собой девушку с капризным лицом в чепчике и длинном белом платье.
     Популярность в Англии приобрели и т.н. «портретные» куклы. Например, королева Виктория заказала лондонскому кукольнику Генри Пьеротти изготовить восковых кукол, изображающих ее детей. (Собственно, производство кукол-«двойников» конкретных личностей сохранилось до наших дней, и свидетельством тому – небезызвестны музеи восковых фигур.)

     К 20 в. в мире (и особенно в Париже) образовалось множество фирм по изготовлению кукол. Ими выпускались самые разнообразные модели, в числе которых были говорящие и ходящие экземпляры, плачущие и смеющиеся, взрослые и дети, белые и чернокожие, маленькие и большие.
     Впрочем, не менее чем французские, известны в мире и немецкие куклы. Одним из самых знаменитых немецких кукольников являлся Арманд Марсель.

     Вместе со своим сыном он выпускал на собственной фабрике игрушек кукол с керамическими головками. Эти куклы были самых разных размеров, не стоили дорого, а потому были доступны многим. Однако Марсель также производил кукол высокого класса, которые сейчас находятся в нескольких музеях мира. Для них присущи характерные лица, выражающие различные эмоции.
     Еще одним выдающимся немецким кукольником был мастер-новатор Франц Шмидт. Его авторству принадлежит изобретение куклы-младенца с закрывающимися глазами. Также Шмидт придумал делать куклам дырочки в ноздрях для того, чтобы придать игрушке больше жизни и выразительности.
     На рубеже 19 – 20 вв. завоевала популярность английская тряпичная кукла Голливогг, придуманная художницей Флоренс Аптон. Голливогг являла собой негритяночку с ослепительной белозубой улыбкой и широко расставленными глазами. Кукла была одета в ярко-красные штанишки в белый горошек, голубой свитерок, поверх которого был повязан белый шарфик.
     Голливогг была настолько любима массами, что владельцы фабрики по производству джемов и консервов Робертсоны превратили эту куклу в свой символ.
     Со временем образ Голливогг претерпел некоторые изменения – это могли быть не только девочки, но и мальчики, одетые в разнообразные костюмчики. Однако главная черта куклы сохранилась – это по-прежнему веселые и яркие игрушки-негритята.

                     
                    Куклы Голливогг

     В первой половине 20 в. некоторые английские фирмы выпускали куклы-полуфабрикаты, которые можно было доделать самостоятельно. Такие куклы создавались эскизно на бумаге, потом отпечатывались на материи и поступали в продажу для дальнейшей доработки в домашних условиях. Таким образом, дети и их родители могли пофантазировать, участвуя в завершении кукольного образа. 
     Примерно в это же время в Северной Америке возникла фирма по пошиву тряпичных кукол, названная Volland and Co. Ее учредителем стала семья некоего Джона Груэля, дочь которого нашла на чердаке матерчатую куклу. Эта кукла так вдохновила семью Груэль, что они стали создавать подобные ей игрушки. Чаще всего это были добрые и веселые человечки с нарисованными круглыми глазами, треугольными носами и деревянными сердечками, прикрепленными к одежде.
     Вообще же многие североамериканские тряпичные куклы приятно удивляют мастерством своего изготовления. Часто для дизайна этих кукол характерна нарядность: красивая одежда, шелковые туфельки, иногда даже наличие украшений, хорошо проработанные лица, реалистично сделанные тела. При этом попадаются экземпляры, пальцы которых унизаны колечками из бисера, а ноготки изготовлены из перьев дикобраза.

     Ближе к середине 20 в. в Северной Америке, впрочем, как и во всем мире, стали приобретать известность куклы, изображающие знаменитостей, преимущественно актеров, ввиду популярности кино. Самая первая такая кукла была создана в 1934 г. компанией American Ideal Toy и являла собой копию Ширли Темпл. В 1938 г. этой же фирмой была выпущена кукла в образе Дины Дурбин.

                         
                             Современные куклы-копии Одри Хепберн и Мэрилин Монро

     В 1960-х гг. в моду вошла музыка английской группы The Beatles. И тут же стали выпускаться куклы-двойники ее участников. При этом куклы-копии «битлов» изготавливались всеми известными на тот момент американскими компаниями-кукольниками, а в ход шли самые разнообразные материалы: винил, пластик, фарфор и т.д.
         Еще одним значительным моментом в истории мировой куклы стало возникновение Барби – куклы, которую можно смело назвать одним из символов 20 века. Первую Барби выпустили в 1959 г. в США, а ее создателями стали Рут и Эллиот Хэндлеры. Изначально кукла была модельного вида брюнеткой, одетой в купальный костюм и босоножки на высоком каблуке. Ее появление вызвало настоящий ажиотаж. И это неудивительно – кукла, изображающая взрослую женщину, действительно являла собой новаторскую и очень противоречивую игрушку. Известно, что многие родители не хотели приобретать для своих детей такую куклу, считая, что игры с ней негативно повлияют на детскую психику. Зато маленькие девочки приняли Барби с восторгом, и, в конце концов, спрос на куклу стал настолько велик, что фирма Mattel, выпускавшая игрушку, просто не могла его удовлетворить. При этом с течением времени популярность Барби все возрастала и возрастала, а ее образ претерпевал различные изменения.
     Постепенно Барби превратилась в блондинку и успела предстать в самых разных «ролях» - Барби-спортсменка, Барби-танцовщица, а также стюардесса, врач, бизнес-леди, рок-звезда, военный летчик, пожарный, учительница, кандидат в президенты и т.д. Были выпущены фирмой Mattel и Барби различных национальностей, умеющие говорить на разных языках.
                
     Впрочем, на этом усовершенствование популярной куклы не остановилось и продолжается и в наши дни. Но что бы не происходило с этой удивительной игрушкой, она всегда остается неизменной в одном – Барби ультрамодная, красивая и динамичная кукла.

                                
                                Современная кукла Барби

     Конечно, в 21 в. и помимо Барби создается множество интересных кукол на любой вкус. Например, куклы Numina Dolls, разработанные Полом Фамом, совсем недавно появились на мировом рынке, но уже успели покорить сердца многих. Каждая такая кукла – произведение искусства, хотя они и выпускаются серийно.
     Предельная реалистичность исполнения, пластичность, индивидуальность образа, его оригинальность и яркая подача – вот, пожалуй, основные характеристики кукол Фама. Впрочем, каждый, наверное, найдет в этих куклах что-то еще, что его удивит и обрадует. Собственно, так и должно быть, если речь идет о кукле, как о предмете искусства. А эти куклы именно им и являются.
     И напоследок… Совершенно особенное отношение к кукле всегда имело место в Японии. И оно связано с замечательной японской традицией – традицией любования. Японцы любуются красотами природы, тем прекрасным, что их окружает. При этом для любования они отводят специальные дни, считая, что постижение красоты – это весьма важное дело. Одним же из главных предметов любования у японцев является кукла. В Японии даже существуют два праздника кукол – Праздник девочек (Хина-мацури) и Праздник мальчиков (Танго-но сэкку).
     В начале весны празднуется первый из праздников, который существует, кстати, уже более тысячи лет. Начало ему положила древняя японская традиция поклонения куклам, со временем превратившаяся в кукольный фестиваль. На этом празднике специальные куклы являют собой объект красоты и любования и называются «хина-нинге». Примечательно, что эти куклы целый год хранятся скрытыми от глаз, а в этот праздник извлекаются, но только в тех домах, где живут девочки. Кукол расставляют на специальной подставке, именуемой «хинаган», состоящей из пяти или семи ступеней и покрытой ярко-красной материей. Именно в этот день маленькие девочки, одетые в специальные нарядные одежды, играют роль хозяек дома и учатся искусству принимать гостей.
     В конце весны наступает Праздник мальчиков. Изначально он был связан с древней церемонией моления о благополучии, а затем стал кукольным фестивалем. В этот день возле домов развешиваются изображения карпов из шелка, прикрепленные к шестам. И это неслучайно, поскольку карп для японцев – олицетворение мужества. Следующим важным моментом здесь являются подарки. Мальчикам дарятся куклы, изображающие самураев и воинов. Это делается для того, чтобы из детей впоследствии получились настоящие мужчины. Помимо этого, из фигурок воинов и самураев в домах устраиваются настоящие выставки.

     Впрочем, несмотря на разнообразие тонкостей в отношении японцев к кукле, главным приоритетом здесь является именно аспект красоты, которым обладает эта игрушка. Но это важно, конечно, не только для японской традиции. Собственно говоря, во всем мире кукла может восприниматься как объект красоты, не оставляющий равнодушным ни детей, ни взрослых. И чем более мастерски и с душой она сделана, тем больше радости получают окружающие, созерцая куклу или просто играя с ней.

2. Белорусская кукла

      Нельзя не отметить значимость куклы для белорусской культуры, где она занимает далеко не последнее место.
     Миниатюрные скульптурки археологи находят в белорусских захоронениях, сохранившихся еще с далеких 8-10 вв. И это неудивительно, ведь с самых давних времен кукла имела для белорусов особенное значение, поскольку была тесно связана с их укладом жизни во многих его проявлениях.
     Стоит при этом отметить, что белорусские народные куклы в какой-то мере схожи с куклами русских, украинцев и поляков. Впрочем, сходство это проявляется лишь в некоторых образах, названиях и функциях. Сами же по себе исконные белорусские куклы имеют свои характерные особенности, которые, прежде всего, проявляются в скромной расцветке, простоте создания, выразительности и лаконичности образов, местных способах изготовления.
     Имея помимо устного фольклора еще и фольклор изобразительный, белорусы создали целую систему знаков-символов. Эти символы стимулировали рабочую деятельность человека, помогали вступить в своеобразный контакт с природой, используя во благо ее силы и ресурсы.
     С художественной же точки зрения символ того или иного образа заключал в себе определенную обобщенность мысли, что являлось отличительной чертой в создании этого самого образа, который имел под собой прочную религиозную основу и был наполнен магической символикой, что и находило свое отражение в кукле. Здесь происходил своеобразный синтез искусства и религии, имитировалась и направлялась основа духовной и бытовой деятельности народа. 
     Примечательно, кстати, что для создания народной куклы характерны наслоения христианского мировоззрения на языческое, где происходит не замена одного другим, а специфическое их смешение, гармонично  отображенное в кукольном образе.
     В соответствии же с моральными и эстетическими принципами белорусов выработались устойчивые традиции изготовления народной белорусской куклы, которые передавались из поколения в поколение и существуют (пускай и частично) до сих пор, находя  отображение в творениях народных ремесленников.
     И в этой связи сразу стоит отметить, что в нашей стране одними из самых древних и популярных всегда были игрушки из глины. Издавна белорусскими умельцами лепились фигурки животных и людей, обозначающих предков. Но они создавались не столько как игрушки, а, скорее, как своеобразные обереги, которые оказывали позитивное воздействие на семейное благополучие. Вообще же, изначально все подобные поделки использовались только для семейных и календарных обрядов и несли в себе защитную функцию. В них жили миф и ритуал.
     Далее же, а именно в 11-13 вв., началось массовое производство фигурок из глины, а к 19 в. выпуск таких игрушек был налажен почти во всех гончарных центрах Беларуси. Эти изделия часто имели обобщенную форму и покрывались зеленой, желтой, коричневой или черной глазурью.

                          
                          Современные белорусские игрушки из глины

     Впрочем, среди народа были весьма любимы и деревянные игрушки, изображающие людей. Часто они изготавливались подвижными – авторы как будто хотели «оживить» свои поделки. Были и неподвижные деревянные куклы. В этом случае к деревянной чурке приделывали т.н. «волосы» из кудели, рисовали лицо углем, а одежду делали из куска ткани. Также мастерили кукольные мебель, посуду и орудия труда.                        
     Одними из самых распространенных в Беларуси всегда являлись изделия из соломы. Такие игрушки создавались из по-разному сложенных и перевязанных соломенных пучков и являли собой фигурки людей, зверей и птиц.
     При этом в соломоплетении существовало много различных вариантов создания кукол. Самые простые подходы в традиционном народном искусстве основывались на перегибах 1-2 соломенных пучков. Такие куклы были весьма просты в изготовлении и обычно имели небольшие размеры (от 12 до 20 см.).
     Примечательно, что современные белорусские ремесленники разработали новые приемы создания соломенных кукол – это куклы на основе составных каркасов. Составные части данных игрушек  (голова, верхняя и нижняя части туловища) мастерятся отдельно. Они могут иметь каркас, сделанный из пучков соломы или же плетеную основу. Черновые каркасы делаются для головы, рук и верхней части кукольного туловища. Для мужских фигурок существует еще и каркас для ног. Нижняя часть куклы (чаще всего, это юбка) создается из конусообразного пучка цельных соломин, плетется из витой плетенки в виде колокольчика или же просто сшивается из плоских плетенок. Далее идет отделка кукол, для которой характерно самое разнообразное декорирование, зависящее, прежде всего, от вкуса и фантазии автора. 
     Одним же из наиболее древних способов изготовления куклы всегда являлась т.н. “мотанка” - наматывание ниток и лент на основу из травы. Потом эта конструкция закреплялась поясом. В результате и получалась кукла.
                            
     Широкое распространение в народной среде имели также куклы из ткани. Самыми важными особенностями их изготовления были отсутствие лица (чтобы не вселился злой дух) и недопустимость использования колющих и режущих предметов. Материя бралась от старой одежды, при чем она не резалась, а отрывалась. Затем куклу сворачивали и перевязывали нитками, которые накручивались всегда в одном направлении.
     Существовало несколько видов таких кукол. Одними из самых распространенных были куклы-обереги. Их развешивали около двери, защищая дом от напасти. Также их могли использовать и для защиты маленьких детей. Тогда куклу либо ложили рядом с ребенком, либо подвешивали над кроваткой. Впрочем, чаще всего подвешивали даже не одну, а несколько (три-пять) маленьких ярких куколок, на которые ребенок мог бы обратить внимание. Куклы должны были оберегать детей от разнообразной нечести, которая по народным поверьям, изобиловала вокруг и могла причинить вред. (Кстати, куклы-обереги делались не только из ткани, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из творога.)
     Существовала среди тряпичных кукол и т.н. “зольная” кукла - в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Сама же она дарилась молодоженам на свадьбу или же бралась в дорогу, а также на новое место жительства. Делали и небольших (4-5 см.) куколок на счастье, которых преподносили в качестве подарка. Также была распространена и т.н. кукла – “жаданіца”, которая по поверью исполняла желания.
     Однако к концу 19 в. поверья, связанные с куклами, стали забываться. Тем не менее, до середины 20 в. белорусские дети играли именно с традиционными куклами.
     Начиная же с 1960-х гг. промышленность стала выпускать миллионные тиражи кукол. Это, в свою очередь, поспособствовало тому, что традиция изготовления куклы в домашних условиях угасла. Но совсем ей исчезнуть не удалось, поскольку она прочно сохранилась в народной памяти. Например, в наше время ремесленники хотя и изготовляют самых разнообразных кукол на любой вкус, но при этом всегда опираются на древние традиции и, в своем роде, продолжают их. Например, на Брестчине по-прежнему не отрезают ткань для кукол, а рвут ее, наматывают нитки в одном направлении и не рисуют для куклы лицо. Фабричные же куклы-сувениры из ткани сшивают, иногда им даже рисуются лица, а их одежда украшается орнаментом. При этом наряды у кукол могут быть самые разнообразные, вплоть до шубы.
     Затрагивая же непосредственно вопрос изготовления промышленных кукол, сразу стоит отметить, что самым видным в этой связи предприятием в Беларуси является «Белкукла». Это единственное предприятие в нашей стране, которое специализируется на производстве детских кукол. Оно было создано в 1953 г. на базе артели «Пролетарий» в г. Могилеве. Изначально предприятие выпускало кукол из прессованных древесных масс. В наше же время производятся куклы из ПВХ пластизоля и полиэтилена. Ассортимент представлен более чем 150 наименованиями высотой от 90 до 600 мм. Потребители могут приобрести мягконабивные модели, варианты из полиэтиленовых деталей и деталей пвх, а также представителей серии «Кукольный театр Би Ба Бо», где куклы являют собой красочных и веселых театрально-сказочных персонажей, одевающихся на руку.
                       
     Также в ассортименте имеются куклы в национальных костюмах, представленные кукольной парой «Белорусы» и куклами Купалинка и Василина. Пара «Белорусы» одета в традиционные белорусские костюмы, в то время как наряды Купалинки и Василины изготовлены на современный лад, в котором, тем не менее, присутствует колорит белорусского народного костюма.
                              
     Помимо прочего, предприятием выпускаются куклы-сувениры и куклы-представители разных профессий.
     Куклы-сувениры одеты в национальные строи, дизайн которых точно повторяет все характерные черты белорусского костюма каждого региона Беларуси.
                                         
      Куклы по профессиям изображают цветочников, докторов, музыкантов, поваров, моряков, рыбаков, строителей, спасателей и даже инспекторов ДПС. При этом данная серия постоянно пополняется и представляет интерес не только для детей, но и для взрослых в качестве подарка представителю той или иной профессии.

     Помимо предприятия «Белкукла» в нашей стране осуществляет свою деятельность и компания «Мальвина» - ведущий белорусский производитель мягких игрушек. Качественные материалы, интересный дизайн, эксклюзивный подход к каждой модели делают изделия фирмы по-настоящему уникальными. При этом список интересующих предприятие рынков довольно широк: это и Европа, и некоторые части Азии, и ОАЭ.       
                                 
     Впрочем, несмотря на разнообразие и популярность фабричной продукции, народные поделки по-прежнему ценны и представляют интерес для многих. Например, совсем недавно произошло настоящее обновление традиции создания народных кукол, ее осмысление и трансформация – открытие экомузея кукол в д. Стреньки Рогачевского района на базе центра ремесел при поддержке Европейского Союза и Программы ООН  «Устойчивое развитие на местном уровне».
     Основой экспозиции стала коллекция кукол Ольги Ткачевой, которая также является мастером-методистом этого удивительного музея. Сама же экспозиция разделена на две части: куклы, связанные с календарными земледельческими обрядами, и семейно-бытовые куклы. Куклы из первой части представлены в коридоре музея. Куклы из второй находятся в специальном помещении, оформленном как сельский дом. Все инсталляции дополнены фотографиями по теме.
      Интересно, что презентация музея сопровождалась выставкой работ местных ремесленников (Валентины Киптенко, Игоря Ткачева, Светланы Туриной и др.), которые представили самые разнообразные свои творения: были и куклы, и соломенные поделки, и резьба по дереву, и вышивки.
     Примечательно также, что помимо выставочной деятельности в музее проводятся мастер-классы и уроки для детей по созданию народных кукол.
     Вообще же, в наши дни в Беларуси проводятся самые разнообразные мероприятия, связанные с куклой. Это (как уже было отмечено выше) и выставки работ народных умельцев, и выставки, презентирующие авторскую куклу, и всевозможные конкурсы. Например, в 2014 г. в Музее современного изобразительного искусства в Минске прошел интереснейший выставочный конкурс-проект авторских кукол “Чудесная кукла” при поддержке “Мастерской авторской куклы”, возглавляемой известным художником-кукольником Ириной Рожко. Выставка длилась три дня и представила зрителям самые разнообразные куклы, созданные молодыми белорусскими художниками-кукольниками и выпускниками “Мастерской авторской куклы”. Также в ходе мероприятия имели место следующие конкурсные номинации: самая волшебная кукла, дебютная кукла, самый волшебный наряд. 


                                          
                                          Одна из кукол, представленных на выставке

     В этой же связи хотелось бы непосредственно уделить внимание школе кукольного дизайна “Мастерская авторской куклы”, которая осуществляет свою деятельность уже около пятнадцати лет. За это время школу окончили около тысячи человек и среди них немало тех, кто приобрел известность не только в нашей стране, но и за ее пределами (Галина Дмитрук, Мария Кривоусова, Надежда Слуцкая, Ольга Романихина, Елена Чекатовская и др.)
     Также «Мастерская авторской куклы» в содружестве с творческим центром ArtExpo – организатор фестиваля городских искусств, специализированной текстильной выставки «Принцесса на подушечке» и объединительного презентационно-образовательного проекта «Госпожа кукла».  В ходе данного  проекта школа путешествует по Беларуси в поисках новых талантов и знакомит зрителей с одаренными художниками.
     Продолжая же разговор о белорусской кукле, нельзя обойти вниманием Белорусский государственный театр кукол, который существует уже почти 80 лет. На протяжении своей жизни театр представил множество замечательных постановок и приобрел мировую известность. Здесь зритель (кстати, не только детский, но и взрослый) имеет уникальную возможность лицезреть как волшебную сказку, так и возвышенную поэзию, а также постигает философию и глубину мировой литературы.
     Ранее же, до создания официального белорусского кукольного театра, в народе был весьма известен и любим кукольный театр батлейка (от Betleem - польское название г. Вифлеема), схожий с русским театром Петрушки. Появившись в 16 в., батлейка активно осуществлял свою деятельность вплоть до начала 20 в. В его репертуаре преимущественно имели место постановки на библейские темы, а сам он чаще всего являл собой двухэтажный переносной домик-церковку. На верхнем этаже происходили события, связанные с небесным и божественным, на нижнем – события земные, являвшие собой поучительные житейские притчи. Венчали театральный домик три купола, которые придавали определенные возвышенность и мистику происходящему. Такой тип батлейки был особенно популярен на белорусском Полесье, преимущественно в Мозыре, Бобруйске и Копаткевичах. Впрочем, существовали разные виды батлейки, которые можно разделить на одноэтажные, двухэтажные с движущимися куклами, двухэтажные с башней (были особенно распространены на Минщине), батлейки по принципу теневого театра, а также батлейки с прозрачными декорациями, меняющимися подчас спектакля.

 

                                
                                     Пример театра батлейка


     В первой же половине 20 в., особенно в 20-30-х гг., в Беларуси начинают завоевывать популярность отдельные театральные кукольные труппы, представляющие самые разнообразные спектакли. Их простота, динамичность, юмор и импровизация были доступны широкому зрителю. Поэтому вскоре возникла идея создания настоящего кукольного театра, которая нашла свое воплощение 15 июля 1938 г., когда в Гомеле состоялось открытие Государственного театра кукол БССР.
     Впрочем, театр не сразу приобрел свое собственное лицо и подлинную индивидуальность. Изначально имела место некоторая зависимость от Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. У русских заимствовали как пьесы, так и эскизы декораций и кукол.
     Настоящим прорывом для белорусского театра кукол как такового стала постановка пьесы Виталия Вольского «Дед и журавль». Далее последовал переезд в Минск в 1950 г., где у театра началась совершенно новая жизнь, которой поспособствовали также Анатолий Лелявский и Леонид Быков, главный режиссер и художник нашего театра кукол. С этих пор берет начало настоящее становление театра, поиск своей собственной сценографии и режиссуры, выразительности, самобытности и оригинальности.
     Далее, а именно в конце 70-х гг. прошлого века, актеры стали выходить на сцену вместе с куклой. Такой неожиданный диалог человека и куклы сразу привлек зрителей и популяризировал кукольный театр. Репертуар же последнего не стоял на месте и расширился постановками классики. Ставили и продолжают ставить произведения Якуба Коласа, Янки Купалы, Вл. Маяковского, М. Булгакова, А. Чехова, Шекспира и др.
                                           
     В настоящее время Белорусский государственный театр кукол является одним из самых видных театральных коллективов нашей страны, совмещая в своем творчестве подлинное новаторство и удачное следование традиции.
     Существует в Минске и частный кукольный театр «Дом Солнца», в котором работают молодые и талантливые актеры. В представлениях используются различные спецэффекты, интересная игра света и тени, и порой даже неоновые, светящиеся куклы. Репертуар театра довольно широк, представления проходят на белорусском и русском языках, инсценируются как сказки, так и классика белорусской литературы (например, Вл. Короткевич). При этом театром осваиваются новые возможности на основе современных сценических технологий.
                          
     И, наконец, подробнее об авторской кукле, завоевывающей все большую и большую известность не только в Беларуси, где она существует на протяжени уже около тридцати лет, но и во всем мире.
     Авторская кукла изначально возникла в Японии. Затем стала популярна в США, а потом и в остальных странах мира, в том числе и в Беларуси, где она существует в различных вариациях.
     Для авторской куклы, прежде всего, характерны определенный синтез дизайна и декоративно-прикладного искусства, индивидуальное видение художника, целостный, гармоничный образ, эмоциональность, неповторимость, нахождение куклы в определенном культурном и историческом контексте. Таким образом, авторскую куклу можно рассматривать и как малую скульптурную форму, и как арт-объект, и как изделие декоративно-прикладного искусства. Также авторская кукла может быть помещена в специфическую среду, которая повествует о ее существовании. И среда эта может любой – бытовой, гламурной и т.д.
     Непосредственно же изготовление авторской куклы занимает порой несколько месяцев. При этом у куклы имеется свой собственный паспорт, в котором, кстати, отмечено, что изделие не предназначено для детей. И это неудивительно – авторская кукла ведь вовсе не игрушка, а самое настоящее произведение искусства, предназначенное именно для любования. Стоит также добавить, что такая кукла стоит недешево, но это, впрочем, не останавливает белорусских коллекционеров от ее покупки. У некоторых таких любителей прекрасного в коллекции может быть более сотни экземпляров.
     Приятно отметить, что в Беларуси много выдающихся художников-кукольников. Это и Галина Дмитрук, придумывающая очень характерные и даже немного провокационные куклы; и Наталья Коновалова, изготовляющая удивительные куклы из фарфора; и Татьяна Хаберская, применяющая для создания кукольного образа текстиль; и Валерия Гайшун, мастерящая из войлока кукол-персонажей эпохи СССР; и Людмила Красневская-Кашкуревич, создающая мягкие, уютные куколки; и Наталья Чернышева, черпающая вдохновение для создания своих кукол из средневековой эпохи; и Надежда Цигановская, которая работает с куклами уже двадцать лет и занимается организацией выставок своих коллег. Создает совершенно поразительных кукол художник Сергей Дроздов. Они сделаны в стиле «стимпанк», всегда целостные и креативные. При этом куклы восседают на летательных аппаратах или другой необычной технике. Примечательны своим подлинным новаторством и работы молодого художника Анны Чепурной-Олейник: ее куклы – это оригинальные фигурки с головами животных (лошадей, носорогов, единорогов и т.д.)
     Одним из интереснейших современных белорусских кукольников является и художник Анна Балаш. Ее куклы представляют собой удивительное воплощение оригинальной фантазии автора, некоторой театральности и легкой игривости. При этом у каждой куклы есть своя собственная “судьба”, придуманная художником, и даже сердце, которое Анна вшивает каждой из своих “подопечных”. Обычно такие сердечки изготовлены из картона, шелка и бархата и придают куклам еще большее сходство с людьми, разнообразие образов которых, прежде всего, и вдохновляет художника. Примечательно также, что наряды для кукол автор делает чаще всего не из купленных в магазине тканей, а заимствуя материю из вещей “с прошлым”. Так, для примера, костюмчик одной куклы может быть изготовлен одновременно из остатков различных старых платьев – одного из Западной Европы, другого из Америки, а третьего из старых вещей знакомых и друзей художника. Куклы в итоге получаются самые разные и удивительные, но их всех объединяет одна общая черта – тот искренний позитив, которым автор стремиться наделить каждое свое творение.


     В числе известных белорусских кукольников можно также назвать Алексея Мартынова. Его работы – это куклы с индивидуальностью, своим собственным неповторимым характером. При этом сам художник считает, что у каждой куклы может быть ее собственная самостоятельная жизнь, что, в свою очередь, наводит на мысль о том, что кукла – это непросто игрушка или произведение искусства, но и подлинная личность. А у Алексея Мартынова куклы действительно кажутся настоящими личностями, правда немного грустными, определенно загадочными и даже мистическими. Появляются же кукольные герои мастера из лоскутов материи, пуговиц, бисера в совокупности со зрительными и осязательными впечатлениям художника. И здесь немаловажную роль играют всевозможные оттенки ткани, придающие изделию живописность, фактура материи, удачно дополняющие кукольный образ мелкие детали (например, бусинки). Примечательно также, что автор отделывает кукольные костюмчики вручную, используя нитки, а не термоклей. И во многом именно из-за такого подхода к работе куклы художника получаются очень душевные и добрые, действительно особенные и неповторимые.
                                 
     По-настоящему уникальны и удивительны произведения Елены и Николая Байрачных. Художники являются авторами исторических кукол-манекенов, одетых в западноевропейские костюмы и, таким образом, в своих работах наглядно иллюстрируют классическую европейскую традицию, связанную с придворной культурой. Мастера создали совеобразную реконструкцию популярного в давние времена в Европе кукольного манекена, демонстрирующего последние модные тенденции. При этом проект Байрачных не просто художественный, но и научно-исследовательский, поскольку представляет собой точное следование историческим образцам.
                 
     Примечательно, что творчество Байрачных вдохновило на создание своих собственных кукол талантливого художника из Верхнедвинска Наталью Поликарпову. Изготовлением кукол Наталья занимается уже около десяти лет и ее работы совершенно удивительны. Герои мастера – это и феи, и эльфы, и дамы, и кавалеры, и волшебницы, и шуты и другие причудливые, преимущественно сказочные, персонажи. Своих “подопечных” художник мастерит вручную из папье-маше, тщательно подходя к изготовлению куждой детали – элементов костюма, украшений, прически. При этом среди творений кукольника присутствуют экземпляры, являющие собой воплощение персонажей конкретной эпохи, костюмчики которых изготовлены с поразительной исторической точностью. Это и придворные дамы и кавалеры в нарядах 14-19 вв., и Барбара Радзивилл, и английская королева Елизавета. Но самое ценное в этих куклах – это те любовь, доброта и непосредственность, с которыми они сделаны. Поэтому работы Натальи Поликарповой нравятся и детем, и взрослым, вызывая неподдельный восторг и искреннюю радость.                             
     И в конце еще об одном событии в жизни белорусской куклы. Относительно недавно в Музее древнебелорусской культуры Академии наук Беларуси имела место замечательная выставка. Она явила собой показ кукол из театра батлейки, которые были сделаны руками талантливых ребят из гимназии-колледжа искусств им. И. О. Ахремчика под руководством художника Елены Пискун. Все куклы были изготовлены в соответствии с традиционными аналогами, и при этом каждая отдельная кукла заключала в себе собственную харизму, основанную, прежде всего, на оригинальности видения автора.
     Интересно, что прежде чем куклы были размещены в музейных витринах, состоялся спектакль с их участием, что придало мероприятию особое очарование.
     Таким образом, можно сказать, что традиция создания куклы в Беларуси жива и, конечно же, будет жить, пока есть те, кому небезразлично подобное искусство. И в этой связи приятно отметить, что данным вопросом  интересуется молодое поколение будущих художников, которые смогут не только продолжить эту традицию, но и привнести свои, совершенно особенные штрихи в создание кукольного образа.

Мария Минич, бакалавр искусств

 


 

Раздел сайта: 

Яндекс.Метрика
.