Пантомима и медиаторы

Пантомима  и медиаторыВладимир Волков
Мим.Неизменный участник международных фестивалей художественных перформансов об искусстве древнем, как само человечество. С замечательным молодым артистом, музыкантом и искусствоведом Владимиром Волковым мы познакомились на «Рождественских вечерах» в художественном салоне-галерее «Стена». Представляя искусство пантомимы, он являлся фактическим ведущим мероприятия и потому не только «показывал», но и общался со зрителями. Его остроумные мимические сцены и шутки раскрывали предрассудки простых людей и привлекли всеобщее внимание.

Так, взволнованный и с дырявым зонтом, очевидно, пробитым метеоритами, звоня в колокольчик, он, пугая взрослых и детей, стал объявлять очередной «конец света». Гуляя с этим же зонтом по улице Ленина (что само по себе символично), артист, по всей очевидности, наталкивал на мысль о незначительности данного конца света по сравнению с уже и без того апокалиптической жизнью белорусских граждан. Указывая, таким образом, на неразрывность социального и космического, Владимир Волков подходил к древнейшему и изначальному смыслу искусства пантомимы, о чём мы и говорили в нашей беседе. Но сначала об истоках увлечения этим редким, но таким политически и культурно актуальным искусством. – Владимир, как вы пришли к идее воплощения такого редкого для Беларуси искусства пантомимы? – Это было, действительно, творческое увлечение. Всё началось с того, что, ещё будучи студентом Белорусского государственного университета культуры и ис-кусств, я каждый год в качестве пантомима участвовал в фестивалях художественных перформансов «Навiнкi». Сейчас же это явилось результатом потребности сотворить некое чудо перед Рождеством. – Искусство пантомима очень сложное, своеобразное и штучное. очевидно, для занятий им следует иметь своеобразный личностный потенциал. как вы открыли его в себе? – Начну с конца. Моя дипломная и магистерская работы в университете были посвящены пластическому театру античности и современности. Это являлось ре-зультатом всего большого предыдущего увлечения. А вообще, если говорить об общении людей, кроме вербального общения, огромную роль играют мимика и жесты. И эти вневербальные формы меня всегда интересовали. Совсем не зря говорят, что тот человек, с которым можно находиться рядом в течение часа, не сказав ни одного слова, может быть действительно близким человеком. И это опять же некое ощущение, которое не выразишь словами: оно либо есть, либо его нет. Если ты настроен на особую энергетику другого человека, его посыл, то возможно внутреннее общение такого рода. – действительно, уметь молчать важно как в жизни, так и в актёрском искусстве... – Для актёра еще очень важно чувствовать своё тело в пространстве. Даже когда оно не двигается и, кажется, находится в статичном состоянии, тело способно передавать импульсы на расстоянии, и люди это чувствуют. Энергетика всё-таки не выдуманное понятие… – какое для вас, как для искусствоведа, имеет значение присутство-вавший на вечерах в галерее «Стена» синтез искусств»? – Занимаясь исследованием театра, беседуя о том, чем он является, а также в своих статьях о каналах коммуникации, мне приходилось развенчивать обыденное представление о том, что театр использует только пару каналов. Речь идёт о слове и зрении, то есть вербальном и визуальном каналах. Ведь в то же время были и есть театры, которые используют более широкий диапазон средств: это и вкусовые ощущения, и запахи, и даже прикосновения. Театр является многомерным пространством, в котором многое зависит от степени восприятия человека, его чувствительности. – какое культурное значение, на ваш взгляд, имеет искусство панто-мимы сегодня? – Если говорить о моём последнем выступлении в «Стене», оно замышлялось как выражение чуда. А чудо это то, что яв-ляется необычным для обыденной жизни и кажется сверхъестественным. Наверное, никогда ещё в галерее среди картин не собиралось столько музыкантов. А ещё необычным было то, что концерт начался и тут же подошёл к концу… концу света. И совсем не случайно при этом люди услышали голос пантомима – ещё одно чудо… Мы не хотели говорить о каком-то пессимистическом «конце света». Скорее, это было провозглашение нового, духовного света. Наша творческая группа, которая занималась организацией Рождественских вечеров, также называлась «Да будет свет!» В этом и значение – нести людям подлинный свет бытия. Что же касается древности, там, по всей вероятности, присутствовало разделение на мимов и пантомимов. В настоящее время существует понятие хореография, но оно является искусственно созданным, в древнегреческом языке его не было. Было понятие «хорея», которое обозначало сочетание танца и песни. Ранее не было их разделения. И существовали представления, в которых не использовался вербальный канал, и они были сориентированы на выразительность пластики человеческого тела. Назывались они «пантомимы». Понятие «мим» родственно мимесису, то есть подражанию, и оно имеет мно-жество значений. Скорее всего, пантомима была элитным, высоким искусством, даже исходя из описаний самих представлений, актёров и их сценических костюмов. А искусство мимов подразумевало подражание высоким образцам. Пантомиму лучше всего правильно понимать как всевоспроизводящее искусство, а не просто подражающее, пусть даже «всеподражательное». Существует эта разница в смысле переводов, и иногда она чуть ли не намеренная. Не зря были случаи, когда за одного пантомима давали баснословные деньги, потому что он мог без слов выразить всё что угодно. Его могли даже послом назначить, учитывая всё богатство языков и наречий в древнем мире. – получается, он был своего рода медиатором, сродни жрецам того времени, тем более, что само сценическое искусство вышло из древних мистерий… – Да, такой актёр действительно становится проводником. Как ни странно, гримируясь, несмотря на то что ты вроде надеваешь маску, становишься более открытым. У каждого своё лицо, привязывающее человека к представлению о своём «я». Когда же ты в гриме, эта обусловленность отходит на второй план и помогает стать проще и естественнее. – спасибо за интересную беседу, творческого вам вдохновения, глубоких художественных обобщений и новых озарений в искусстве! Леонид Андронов

Раздел сайта: 

Яндекс.Метрика
.