Основатель

Николай Дундин и его творчество

dundin-01.jpgВряд ли существуют на свете люди, которых искусство могло бы оставить совершенно равнодушными. А если речь идет об искусстве, сочетающем в себе наряду с высоким профессионализмом незаурядный самобытный подход, то его уникально-позитивное воздействие несомненно. Творчество Николая Николаевича Дундина как раз и является подобным примером.
Художник родился 27 октября 1950 года в д. Красный Бор Чаусского района Могилевской области. Уже в школьные годы будущий мастер решил стать художником и начал заниматься живописью в школьной изостудии у талантливого педагога Григория Федоровича Самойлова, который привил своему ученику любовь к искусству. Позднее мечта Николая сбылась: в 1968 году он поступил на художественно-графический факультет Витебского пединститута, который более всего был известен как т.н. «Витебская школа». Последнюю, как известно основал Марк Шагал, а позднее возглавил Казимир Малевич. В 1973 году Николай Николаевич окончил обучение. Позднее он был принят в Союз художников Беларуси (1991 г.) и организовал серию выставок как на родине, так и в зарубежных странах (Россия, Германия, Италия, Польша, Испания, Финляндия, Израиль). При этом работы живописца находятся в частных собраниях во Франции, Канаде, Финляндии, США, Израиле, Германии, Латвии, Чехии, Швейцарии, России, в коллекциях музеев Витебска, Минска, Нарвы, Зелены Гуры, в посольстве Югославии в Чехии (г. Прага), в посольстве Беларуси в Швейцарии (г. Берн), в Национальном банке РБ в г. Витебске. Также стараниями Николая Николаевича был организован ряд музеев, созданных по авторскому проекту в г. Витебске и Березинском биосферном заповеднике. Художником было выполнено более 30 диарам, несколько десятков витражей, многочисленные эскизы светильников и установок.   
Работая же одновременно как живописец, график, скульптор и дизайнер-проектировщик, Николай Дундин, тем не менее, отдает предпочтение именно живописи. Впрочем, его авторству принадлежат как серии линогравюр, офортов, экслибрисов, так и пастельные, а также акварельные эскизы к будущим живописным полотнам.   
Если же говорить об особенностях творчества художника, то изначально на деятельность мастера существенное влияние оказал русский классический авангард начала 20 века. Также в этой связи следует упомянуть такие имена как Врубель, Босх, Магритт, Шагал…  И хотя для работ мастера впоследствии характерны символизм, футуризм, кубизм и сюрреализм, индивидуальность подхода всегда отличала Николая Дундина, который старательно избегал в своих работах несвободы, ограниченности и избитости. Ярким примером этого послужила дипломная работа художника «Фантазии к созвездиям знаков Зодиака» (1973), где просматривается космизм, характерный для Шагала, удачно подмеченный минским рецензентом Шмаковым. Собственно говоря, еще в студенческие годы Николай был отмечен как автор интересных и оригинальных работ (монотипии, акварели, темперы) на студенческих просмотрах и выставках. При этом, по словам самого мастера, эксперимент, новаторство и постоянный творческий поиск – те самые основополагающие элементы, которые и определяют развитие художника.
Стремление же дать волю незаурядной творческой фантазии обусловило не только создание индивидуальных проектов, но и привело к участию в художественном объединении неформальных витебских художников «Квадрат», начало деятельности которого датируется 1987 г. Это было объединение как друзей, так и коллег по ремеслу и духовности.
Стоит сразу отметить, что «Квадрат» ориентировался на творческое наследие «Витебской школы» (1918 – 1923 гг.) и ее эстетические аспекты, включающие в себя основательное изучение пластической стороны языка изображения в его тесной и неразрывной связи с природой и духовностью. Был проведен ряд выставок и других творческих проектов как в городе и за его пределами, так и заграницей. В этой связи вновь заявили о себе такие явления и понятия как концепция, авангард, супрематизм, духовность… Помимо этого, участники объединения преследовали цель обретения личностью художника собственного «Я», не ограниченного никакими рамками и свободного от давления извне.
Эта же идея нашла свое продолжение и в работах непосредственно самого Николая Дундина, что довольно ярко иллюстрируют его полотна, в частности такие небезызвестные произведения мастера как «Витебская история», «Шут», «Клеопатра», Звезда», «Натюрморт с фруктами», «Кто есть кто» и др.  
Своеобразный мистицизм и глубокий философский подтекст произведений художника находят яркое воплощение в гармоничном единстве композиции, цвета, пятна, линии и ритмов работы, где не происходит отход к абстрактности, но всегда присутствует предметность, основанная на рисунке. Красочность и контрастность, динамика и энергия, смелая фантазия и причудливая образность наполняют полотна живописца. Особенно наглядно просматривается это в серии произведений, посвященных воспоминаниям об Индии, посещение которой в 1989 г. оставило по себе незабываемое впечатление. Это нашло свое воплощение в работах индийского цикла (1989-1995 гг.) В этой связи стоит упомянуть, например, такие произведения мастера как «Кришна-бог любви», «Танец Шивы», «Царь Ашок». Утонченная подача психологических, эстетических, философских, символичных, этнографических и сакральных аспектов, выражаемая в живой и насыщенной красками живописи, в гармоничности форм и их пластической трактовки придает произведениям этой серии особую притягательность. Впрочем, влияние тенденций, прослеживаемых в индийском цикле, находит свое продолжение в работах художника и в дальнейшем.  
Особое внимание мастером уделяется христианской теме с ее особой философией и насыщенной событиями историей. Это можно отметить в сериях работ из т.н. «Христианского цикла», который поспособствовал принятию автора в Союз художников Беларуси. Это и драматичная «Дорога к храму», и трагичный «Поцелуй Иуды», и философский «Крестный путь», и неожиданный, острый «Вестник», впечатляющий как своей общей контрастностью, так и идеей. В определенной мере  в данном цикле нашло свое воплощение и вдохновение, полученное во время путешествия по Волге, когда художник имел хорошую возможность соприкоснуться с особенной духовностью местности, созерцать уникальные по своему характеру впечатляющие храмы, дополненные удивительной красотой окружающего их пейзажа.  
Вообще же, создание серий весьма характерно для мастера. По его собственному признанию, он всегда работает серийно (минимум две работы). Это дает художнику хорошую возможность определить творческое кредо, выбрать необходимый материал и, соответственно, технику исполнения (акрил, темпера, масло, эмаль, пастель). При этом весь творческий путь Николая Дундина можно проследить именно на основе созданных им многочисленных серий произведений, темы которых, как уже стало понятно, самые разнообразные: от восточной мифологии до библейских сюжетов, от цирковых и театральных мотивов до зодиакальной тематики.  
Примечательна серия работ, посвященная порам года, где каждая из них предстает в ярком, запоминающемся женском образе. Это и выполненная в лаконичных тонах «Весна», не лишенная японских мотивов, где присутствует хорошо продуманный контраст светлого и темного, холодного и теплого, смягченный, тем не менее, общей легкостью атмосферы работы; и наполненное сочными красками «Лето», где красные, желтые и охра удачно дополняются вкраплениями синего; и поражающая живостью и свободой цвета «Осень»; и утонченная “Зима”, где неожиданные красный и желтый «охлаждаются» мягкими разбеленными тонами.
Интересны и оригинальны мастерски выполненные пейзажи и натюрморты художника. Например, красочный «Старый Витебск» навевает легкую грусть, которая, тем не менее, удачно «разбавляется» живой динамикой пятен и форм, ритмов и цветовых соотношений. Удивительно гармонично совмещаются пейзажные мотивы с натюрмортом, нашедшие свое воплощение в полотне «Вино, хлеб, Витебск». Романтичный же и философский «Натюрморт для влюбленных» предстает как своеобразный рассказ об уникальности нюансов отношений между любящими людьми. Яркие и оптимистичные «Натюрморт на окне» и «Натюрморт с фруктами» создают неповторимое настроение радости, которое граничит с подлинным восторгом, вызываемым как живым колоритом работ, так и непосредственностью и свободой виртуозного исполнения.
Наполнена своеобразными мистикой, волшебством и философией космологическая серия, включающая в себя  аллегоричные полотна «Солнце», «Звезда» и «Луна». Здесь наряду со сложной композицией проступает и не менее интересная идея символизма, проявляющаяся как в цвете, так и формах, ритмах и общей структуре полота.
Т.о., можно отметить многогранность творческой деятельности Николая Дундина, который совершил настоящий прорыв в интерпретации идеи единства души и материи, сумел передать тонкие нюансы этого удивительного взаимодействия ярким, живым языком. Его работы – настоящий праздник жизни, где насыщенные краски, запоминающиеся образы и удивительная пластичность причудливых форм сливаются в единое гармоничное целое, притягательная сила которого никого не может оставить равнодушным.
Мария Минич, искусствовед.

Персональный сайт Николая Дундина


Яндекс.Метрика