Витебский авангард, или Витебская школа

Преподаватели Народной художественной школыВитебская школа - предтеча

Провинциальный Витебск волею судеб вошёл во все каталоги по современному искусству ХХ века благодаря двум именам, оказавшимся в одной географической и временной точке: Марк Шагал и Казимир Малевич. Именно усилиями этих персоналий в искусствоведческий язык вошло словосочетание «витебская школа».

Предтечей «витебской школы» является частная студия Юделя Пэна, открытая в Витебске в 1897 году. Эта студия по сути была первым художественным учебным заведением на территории Беларуси. Факт открытия школы подтверждается архивным документом: «Школа рисования неклассного художника Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств Юделя Пэна. По свидетельству г. Витебского губернатора от 19 ноября 1897 г. за № 6973 открыта в том году». (ЦГИА РБ, ф. 1430, оп.1, ед. хр. 46377, л. 21)
Благодаря многолетней плодотворной работе мэтра в городе была воспитана плеяда профессиональных художников и сложилась определенная эстетическая среда. Ю. Пэн становится одним из приглашённых преподавателей в Народной художественной школе,  созданной его учеником Марком Шагалом в 1919 году. Именно из созданной М. Шагалом школы вырастет Alma mater витебских художников – художественно-графический факультет университета им. П.М. Машерова, который стал итогом преобразований художественных учебных заведений. В 1921 году на базе Народной художественной школы (открытие 28 января 1919 года) был создан Художественно-практический институт, который после отъезда К. Малевича и объединения УНОВИС в 1923 году в Петроград был преобразован в художественный техникум, а позже в художественное училище. Историческим преемником сложившейся художественной традиции в Витебске становится художественно-графический факультет педуниверситета (1 сентября 1959 г.), возникший на базе училища.
Генетический код витебского авангарда
События начала ХХ века в Витебске заложили основу не только русского, но и мирового авангарда. Витебские художники по историческому и духовному праву являются продолжателями супрематических традиций, заложенных УНОВИСом. Наследие, оставленное Казимиром Малевичем в Витебске, воспринимается как потенциальное возможное, как генетический код, способный рождать новые таланты.
Вторым витком в развитии витебского авангарда становятся 60-е годы, а именно приезд в Витебск художника Александра Соловьева. Член Союза художников Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств БССР, он на протяжении 30 лет был главным художником театра им. Я. Коласа. Соловьев оказал большое влияние на формирование художественной среды Витебска. Мэтра называют живым классиком, а его творчество – искусством вне времени.
Художник создал свой творческий метод: соединил абстрактное искусство с реализмом. Александра Соловьева считают первым в Витебске художником-авангардистом, в то время как Александр лично называет ошибочным само определение абстрактного искусства. По его мнению, все искусство абстрактно.
 
Семь сторон квадрата
Творческое объединение "Квадрат" фото Игоря Барсукова
В 1987 году де-факто и де-юре заявляет о себе творческое объединение «Квадрат», которое позиционирует себя духовным преемником УНОВИСа (Утвердители Нового Искусства). В «Квадрат» вошли десять витебских художников, выпускников художественно-графического факультета Витебского педуниверситета им. П.М. Машерова. Это Александр Малей (официальный лидер, теоретик искусства), Николай Дундин (ответственный секретарь), Александр Слепов, Александр Досужев, Валерий Чукин, Виктор Шилко, Татьяна и Юрий Руденко (до 1990 г.), Виктор Михайловский (до 1990 г.) и Валерий Счастный.
Нельзя вычленить авторство или инициативу создания ТО «Квадрат» – это было коллективное стремление и желание художников защитить своё право на свободу творчества, на возможность уйти от соцреализма в искусстве и тоталитаризма в общественном сознании. Если говорить о неком визуальном образе ТО «Квадрат» – это «свежий ветер», который внесли квадратовцы в выставочный зал Арт-центра М. Шагала, предварительно поймав его над  Двиной в целлофановую трубу. Именно таким перфомансом была открыта выставка по результатам проекта «Природа и культура» (1989 г.)
Проекты «Квадрата» – это выставки, акции, перфомансы, благодаря которым на культурную поверхность 80-90-х выносились забытые имена художников, привносился новый эстетический вкус в художественную среду города, кистями художников витебской школы творился рисунок перестроечной эпохи. История витебского авангарда осталась бы в 20-х годах, если бы не группа художников, которая силой своего потенциала и смелости не заострила бы время, и не вернула Витебску авангардное искусство. ТО «Квадрат» просуществовало 7 лет, на протяжении которых художники объединения представляли «витебскую школу» в Москве, Ленинграде, Германии, Испании, Италии, Корее, Финляндии, США, Израиле, Австралии.
Квадратовцы
Последней акцией «Квадрата» стал I Международный пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность» (1994 г.), который проходил под эгидой международной общественной организации Фонда Сороса. Этим пленэром витебские авангардисты хотели воссоединить прерванную связь между художественной историей города начала ХХ века и современностью.
Но «Квадрат» не распался: все участники объедения связанны ментально. Это дружба, в основе которой лежит высшая форма деятельности человека – творчество. Творческое объединение помогло квадратовцам стать действительно серьезными и мощными художниками, работы каждого из них сегодня – это творческое наследие не только Витебска, но и Беларуси.
Оксана КУЗИНА
 
Раздел сайта: 

Яндекс.Метрика
.